Здесь была жизнь: Как выглядят города Украины, разрушенные российским вторжением
ПОЛИТИКА
24.02.2025 | 19:41
К концу 2024 года число домов и инфраструктурных объектов, разрушенных войной в Украине, достигло 330 тысяч. Как заявил министр развития общин и территорий Украины Алексей Кулеба, в прошлом году к этому списку добавилось более 50 тысяч адресов и наименований.
Би-би-си рассказывает о нескольких городах Украины, полностью или в большей степени разрушенных в результате российского вторжения.
Мариуполь
Этот город с населением в 420 тыс. человек был крупнейшим сталелитейным центром и портом на юге Украины. В 2012 году он был признан одним из двух самых комфортных для жизни городов Украины среди населенных пунктов до полумиллиона человек.
В 2014-м Мариуполь был затронут вооруженным захватом власти пророссийскими сепаратистами в соседних городах Донецкой области и летом 2014-го в течение месяца находился под контролем так называемой ДНР.
В январе 2015-го в результате ракетного удара по микрорайону на востоке города погибли 30 человек. В то время одновременная гибель такого количества гражданских была беспрецедентным событием. Расследование, проведенное международной группой Bellingcat, показало, что к обстрелу были причастны российские военные, а огонь вели из привезенных из России систем «Град».
Осада и штурм Мариуполя российскими войсками с марта по середину мая 2022 года стала первой демонстрацией неизбирательного применения огня по крупному городу. От российских снарядов и бомб погибли мирные жители с детьми, укрывавшиеся в городском драмтеатре, врачи и беременные в роддоме и тысячи горожан.
Два с половиной месяца осады Мариуполя превратили этот город на берегу Азовского моря в руины. Как заявило управление Верховного комиссара ООН по правам человека, к ноябрю 2022 года были поименно названы 1348 погибших жителей. Эта цифра не показывает весь масштаб потерь среди мирного населения. Идентификации погибших в импровизированных могилах на улицах и массовых захоронениях на окраине города часто не проводилось, сбор информации от родных был частичным. Российская оккупация продолжается, и точные данные получить невозможно.
Украинские власти предполагают, что число погибших жителей Мариуполя может достигать 25 тысяч. В докладе ООН говорилось, что при взятии города российскими войсками были повреждены или полностью разрушены 90% многоэтажных и до 60% частных домов. Число беженцев из города на момент составления доклада в 2022-м составляло 350 тыс. человек.
Северодонецк и Лисичанск
В Луганской области весной 2022-го на пути наступавшей российской армии стояла городская агломерация Северодонецк-Лисичанск. Два города, разделенные рекой, в совокупности населяли почти 350 тыс. человек. Основными предприятиями в Лисичанске были шахты, в Северодонецке — химические производства. Как и многие другие города Донецкой и Луганской областей, они были захвачены сепаратистами весной 2014 года. Власть так называемой ЛНР продержалась там три месяца.
Когда сепаратисты ЛНР отступили, вместо оставшегося под их контролем Луганска Северодонецк исполнял роль временного областного центра.
После начала полномасштабного вторжения России украинская армия обороняла Северодонецк три с лишним месяца. В начале мая 2022 года власти Луганской области заявили о том, что город покинуло 90% жителей. Оставшиеся спасались от обстрелов и бомбежек в подвалах комбината «Азот». Из всех дорог, по которым население могло бы уйти на территорию, контролировавшуюся украинской армией, осталась одна, и она постоянно обстреливалась.
Российская армия открыла выход со стороны завода на контролируемую ей территорию и предложила гражданским выйти, а военным — сдаться, но ответа на это предложение не последовало. После нескольких недель локальных контрнаступлений и отходов ВСУ военные и часть жителей перебрались на другой берег реки, в Лисичанск. Вскоре и этот, более крупный город был занят российской армией, также с катастрофическими разрушениями жилых кварталов.
Как и в случае с Мариуполем, оккупационные власти заявили, что будут отстраивать разбомбленные города. По свидетельствам остающихся жителей, заявления эти по большей части — пропаганда, и реального восстановления почти нет.