Пашинян ответил на обвинения Алиева в приобретении вооружения: если Баку не нападет, эскалации не будет

News

20.12.2024 | 20:00
Пашинян ответил на обвинения Алиева; в РА предлагают сократить количество рабочих часов. НОВОСТИ
20.12.2024 | 19:41
«Первый отдел»: с 1997 года в России к уголовной ответственности за госизмену и шпионаж привлекли 1000 человек: Из них 792 — с начала российско-украинской войны
20.12.2024 | 19:20
Reuters: администрация Байдена готовится объявить финальный пакет военной помощи Украине на 1,2 миллиарда долларов
20.12.2024 | 18:56
Трамп пригрозил ЕС пошлинами, если он не увеличит закупки нефти и газа в США
20.12.2024 | 18:35
Есть системный рост по всем направлениям: Григорян о торговле между Арменией и Россией
20.12.2024 | 18:12
Взаимная торговля между Арменией и Россией берет новые рекорды: Оверчук представил цифры
20.12.2024 | 17:56
Назначен новый советник председателя СК Армении
20.12.2024 | 17:35
Германия отправила в Украину еще один ЗРК IRIS-T, — Шольц
20.12.2024 | 17:13
Bloomberg: ЕС и Украина винят Байдена в том, что он не помог Киеву победить осенью 2022 года
20.12.2024 | 16:54
Во Внуково задержали пассажира рейса Ереван — Москва за дебош в самолете
20.12.2024 | 16:33
Главы МИД обсудили двусторонние отношения между Арменией и Казахстаном
20.12.2024 | 16:12
Дело бывших руководителей Нагорного Карабаха передано в Бакинский военный суд
20.12.2024 | 15:59
В Армении предлагают сократить количество рабочих часов
20.12.2024 | 15:38
Ваче Тертерян освобожден от должности
20.12.2024 | 15:17
Генсек Совета Европы: правительство Грузии пообещало изменить закон «об иноагентах»
More

Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян ответил на вопросы «Арменпресс».

— Господин премьер-министр, президент Азербайджана в интервью одному из российских СМИ подтвердил, что 15 из 17 статей проекта мирного договора между Арменией и Азербайджаном согласованы, а одно из разногласий касается неразмещения сил третьих стран на границе Армения-Азербайджан, второе же – отзыва исков, поданных друг против друга в международные суды. Какова позиция Республики Армения в этом вопросе?

— Мы продолжаем конструктивно участвовать в переговорах по мирному договору с Азербайджаном. Предложения по двум несогласованным статьям мирного договора больше месяца назад отправили Азербайджану, на которые до сих пор не получили никаких ответов.Мы предлагаем распространить положение о неразмещении сил третьих стран на делимитированные участки армяно-азербайджанской границы, и это логично, поскольку риск эскалации на этих участках значительно снижается за счет делимитации, если не сказать, снижается до минимума. Таким образом, после полной делимитации границы не будет необходимости в присутствии третьих сил на каком-либо участке армяно-азербайджанской границы, и Республика Армения предлагает такую ​​логику. Что касается отзыва представленных друг против друга исков, то, когда подписывается мирный договор, это логично, следовательно, идея для нас приемлема. Здесь есть два нюанса. Один из них заключается в том, что должна быть понятная перспектива решения в двустороннем формате обсуждаемых на международных форумах отдельных гуманитарных вопросов, а во-вторых, должно быть четко понятно, что после вывода из формата международных площадок споров по другим вопросам  стороны больше не должны ставить те же вопросы и обострять повестку двусторонних отношений, превращая их в постоянный источник эскалации.

— Что Вы имеете в виду?

— Я имею в виду, что нужно отказаться от решения споров не только в международных судебных инстанциях, а нужно отказаться от самих споров. На данном этапе мы ищем решения и по части отдельных гуманитарных вопросов.

 

— В том же интервью президент Азербайджана вновь поднял вопрос о внесении изменений в Конституцию Республики Армения, вновь заявив, что наша Конституция содержит территориальные претензии к Азербайджану.

— Мне неоднократно доводилось затрагивать эту тему, и я считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что если это выражение искренней озабоченности Азербайджана, то есть все основания считать эти опасения развеянными. Почему? Потому что утверждения о том, что Конституция Республики Армения содержит территориальные претензии к Азербайджану, основаны на том, что в преамбуле нашей Конституции содержится общая ссылка на Декларацию независимости, где снова упоминается Нагорный Карабах. Конституционный суд Армении в принятом 26 сентября 2024 года решении зафиксировал, что ссылка на Декларацию независимости в преамбуле Конституции относится исключительно к тем положениям декларации, которые получили свою буквальную фиксацию в статьях Конституции.Ни в одной статье Конституции РА нет прямого или косвенного упоминания Нагорного Карабаха. Если принять содержание Конституции в интерпретации Азербайджана, то возникает вопрос, почему в конституционном референдуме 1995 года Карабах не участвовал, почему там не открылись избирательные участки и люди не голосовали по вопросу Конституции?То же можно сказать и о состоявшихся после этого президентских и парламентских выборах в Армении. Кроме того, если бы азербайджанская интерпретация Конституции РА была правильной, признание наших карабахских сестер и братьев беженцами со стороны Республики Армения было бы невозможно.

 

 Вы сказали, что Армения также обеспокоена тем, что в Конституции Азербайджана содержатся территориальные требования к Армении.

— Да, и это беспокойство основано на том, что в преамбуле Конституции Азербайджана есть отсылка к Конституционному акту, принятому парламентом Азербайджана  18 октября 1991 года. В свою очередь Конституционный акт ссылается на Декларацию независимости Первой Азербайджанской Республики, принятую 28 мая 1918 года, в которой зафиксировано, что Первая Азербайджанская Республика включает в себя Восточное и Южное Закавказье.В ноябре 1919 года Азербайджанская Республика представила Антанте свою административно-территориальную карту, согласно которой в состав Азербайджана включены полностью Сюникская и Вайоцдзорская области Республики Армения, а также частично территории Араратской, Армавирской, Гегаркуникской, Тавушской, Лорийской, Ширакской областей — около 60% территории Республики Армения.Таким образом, Конституция Азербайджана содержит территориальные претензии к Республике Армения. Но мы не поднимаем вопрос об изменении Конституции Азербайджана по двум причинам: во-первых, такое требование заведет армяно-азербайджанский мирный процесс в тупик, а во-вторых, в согласованной части мирного договора между Арменией и Азербайджаном есть статья, в которой говорится, что стороны не могут ссылаться на свое внутреннее законодательство для оправдания невыполнения этого договора. В другой статье согласованной части мирного договора говорится, что стороны признают территориальную целостность друг друга, не имеют друг к другу территориальных претензий и обязуются не предъявлять таких претензий в будущем.

 

— Вы имеете в виду, что из-за опасений, связанных с Конституцией, не нужно отказываться от подписания мирного договора, что его подписание развеет также эти опасения?

— Однозначно. И если подойти к вопросу с точки зрения законодательства Республики Армения, то по нашему закону после подписания мирного договора его должно ратифицировать Национальное собрание. После этого правительство обязано направить договор в Конституционный суд для проверки его соответствия Конституции РА. Если Конституционный суд решит, что текст мирного договора не соответствует Конституции (хотя после решения от 26 сентября 2024 года такое развитие событий маловероятно), получится, что доводы Азербайджана в этом вопросе были правильными, и Армении придется делать выбор между некоторыми положениями мирного договора и Конституции.Но если Конституционный суд решит, что текст мирного договора соответствует Конституции РА, он пройдет процедуру ратификации в парламенте страны. А согласно пункту 3 статьи 5 Конституции Республики Армения, в случае противоречия норм международных договоров, ратифицированных Республикой Армения, нормам законов применяются нормы международного договора.Таким образом, после ратификации мирного договора между Арменией и Азербайджаном в парламенте он будет иметь преимущественную юридическую силу над законами РА и другими нормативно-правовыми актами, и тема территориальных претензий будет окончательно закрыта. То же самое произойдет и в Азербайджане.Иными словами, именно подписание мирного договора практически развеет опасения как Армении, так и Азербайджана, в том числе связанные с конституциями.

 

— А какова позиция Армении относительно идеи роспуска Минской группы ОБСЕ?

— Конструктивная. Мы понимаем позицию, согласно которой, если конфликта нет, то какой смысл в существовании формата, занимающегося разрешением конфликтов.Но мы также хотим убедиться, что Азербайджан подходит к этому вопросу с той же логикой, и что его устремление, скажем, по развитию дискурса по так называемому «Западному Азербайджану», не заключаются в реализации агрессивной политики в отношении территории Республики Армения.

 

— Но Азербайджан заявляет, что не выдвигает никаких территориальных претензий к Армении, что речь идет о праве беженцев на возвращение, и призывает правительство Армении отреагировать на это право.

— Очевидно, что разговорами о так называемом «Западном Азербайджане» официальный Баку хочет объективизировать территориальные претензии к Республике Армения, которые, как я показал выше, зафиксированы в Конституции Азербайджана.Если это не так, и мы ошибаемся в своих представлениях, то под «Западным Азербайджаном» следует понимать Казахский, Товузский, Агстафинский, Гедабейский, Дашкесанский, Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Зангеланский районы. Поэтому возвращение людей туда — это внутреннее дело Азербайджана, и правительству Армении здесь нечего делать и обсуждать, кроме тех вопросов, которые оно уже обсуждает с Азербайджаном. Я имею в виду установление нормальных отношений, которые обеспечат, в том числе, безопасность западных границ Азербайджана и восточных границ Армении.

 

— Господин премьер-министр, Азербайджан обвиняет Армению в приобретении необоронительного оружия, но также говорит, что Армения не выдержит гонку вооружений с ним.

— Армения не находится в состоянии гонки вооружений с какой-либо страной, мы приобретаем вооружение исключительно для защиты границ и территориальной целостности Армении, то есть в целях обороны, и наши цели прозрачны. Нам пытаются сказать, что в оборонительных целях мы должны приобретать оборонительное вооружение. Но оборонительными средствами организовать оборону невозможно. Допустим, Армении заимеет сверхоснащённые системы ПВО и РЭП. А чем она должна защищаться от наземных атак? Конечно артиллерией, конечно ракетами, конечно другими средствами поражения. Азербайджан тоже приобретает необоронительное вооружение. Это означает, что он проводит реваншистскую политику?

 

— Азербайджан вообще пытается превратить вопрос приобретения Республикой Армения вооружений в проблему повестки.

— Согласно всем международным нормам, Республика Армения имеет право обладать вооруженными силами и обязана защищать своих граждан, в том числе от возможных внешних угроз. Реформирование армии — наше легитимное право. Является ли это угрозой для Азербайджана? Нет, потому что мы ясно признали и признаем территориальную целостность и суверенитет Азербайджана на территории Советского Азербайджана и ожидаем, что Азербайджан, как и мы, не давая повода для интерпретаций, признает территориальную целостность Республики Армения, в соответствии с достигнутыми нами договоренностями, и воздержится от политики угроз.В действительности каждый день в адрес Республики Армения звучат угрожающие заявления. В этих условиях наша реакция даже подвергается критике внутри страны, поскольку мы говорим, что даже не рассматриваем вопрос о возвращении военным путем оккупированных частей нашей суверенной территории площадью более 200 квадратных километров, потому что институциональные решения, достигнутые в вопросе делимитации границы, позволяют урегулировать этот вопрос мирным, переговорным путем. В контексте всего этого мы даже предложили Азербайджану создать двусторонний механизм взаимного контроля над вооружениями. Но Азербайджан пока на все это не реагирует, а разница между военными бюджетами Армении и Азербайджана уже в 3 раза в пользу Азербайджана. На этом фоне обвинять нас в том, что мы вооружаемся, по меньшей мере, несправедливо.

 

— А насколько высоко Вы оцениваете риск новой эскалации в регионе?

— Я могу гарантировать, что у Армении нет намерения, цели и плана напасть на Азербайджан, и она не пойдет по этому пути. Если у Азербайджана нет намерения нападать на Армению, то вероятность эскалации в регионе равна нулю.- Господин премьер-министр, будет ли продолжаться процесс делимитации, и если да, то на каком участке?- Регламенты делимитационных комиссий в Армении и Азербайджане ратифицированы, а это значит, что процесс делимитации должен продолжаться. Я думаю, что делимитационные комиссии соберутся в ближайшее время, чтобы обсудить, в какой части границы мы готовы продолжить делимитацию. Мы здесь настроены на конкретную, конструктивную работу.

 

— А вопрос региональных коммуникаций? Азербайджан продолжает развивать свою коридорную логику.

— По нашей оценке, мы нашли решение, как возобновить железнодорожное сообщение, которое было бы полностью приемлемо и для Армении, и для Азербайджана.  Предложение этого решения в письменном виде мы отправили Азербайджану и ждем его положительной реакции. Когда эта реакция будет получена, необходимо будет быстро подписать договор и приступить к строительству железной дороги.