Силовики пришли с обысками к врачам, призывавшим расследовать смерть Навального
ПОЛИТИКА
16.10.2024 | 19:41Полиция провела обыски у врачей, которые призывали расследовать смерть оппозиционного политика Алексея Навального в колонии. Оперативные мероприятия прошли в Москве, Рязани и Ижевске, сообщил директор ФБК Иван Жданов. По его словам, распоряжение на проведение обысков поступило из Москвы.
Как пишет Avtozak Live, в Рязани силовики нагрянули к Екатерине Терехиной. Ее муж рассказал, что в их квартиру пришли четверо сотрудников ОМОНа, полицейский, двое представителей ФСБ и двое понятых. Он также отметил, что стражи порядка оказывали давление на его жену, требуя доступ к данным с ее телефона. Екатерина состояла в чате, где медработники обсуждали поддержку политзаключенных, а также подписывала обращения по делу Алексея Навального и педиатра Надежды Буяновой.
По словам супруга Терехиной, силовики сообщили, что поступило указание из Москвы «работать по всем медицинским работникам», участвующим в этом чате. Мужчина также рассказал, что его жену увезли на допрос, ей вменяют статью о «призывах к экстремизму». При этом никаких официальных документов сотрудники силовых ведомств не предоставили.
Позднее Avtozak Live сообщил, что после допроса Екатерину Терехину отпустили. Она рассказала, что ее расспрашивали о поддержке акций в поддержку Навального и о враче Александре Полупане, который лечил политика после отравления. Информации о судьбе медработников из других городов пока нет.
Обращение медиков с требованием возбудить уголовное дело по факту гибели Навального было опубликовано в конце августа. Его подписали 188 человек, которые утверждают, что причиной смерти политика стала халатность сотрудников ямальской колонии.
Алексей Навальный скончался 16 февраля в колонии № 3 «Полярный волк» в поселке Харп. За время заключения оппозиционера неоднократно помещали в штрафной изолятор, где он провел в общей сложности почти 300 дней. По данным УФСИН, политику стало плохо во время прогулки, и несмотря на усилия медиков, спасти его не удалось.
После этого его тело было доставлено в Салехард. Представители СК РФ сообщили адвокатам и матери политика, Людмиле Навальной, что нужно будет провести химическую экспертизу, которая продлится 14 дней. При этом в доступе к телу на протяжении данного времени родственникам и адвокатам отказали. По словам Ивана Жданова, следователь Александр Варапаев лично звонил матери политика и требовал захоронить его тайно.
Аморальные действия силовиков вызвали возмущение общественности. В итоге 24 февраля тело Навального было передано семье. В официальном заключении говорилось, что он умер по «естественным причинам».
1 марта Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве. На прощание с ним, несмотря на угрозу репрессий, пришли тысячи людей, в том числе политики Евгений Ройзман, Борис Надеждин и Екатерина Дунцова, а также представители посольств Франции, Германии и США.
Через три дня после смерти Навального Владимир Путин присвоил звание генерал-полковника первому замдиректора ФСИН Валерию Бояриневу. Сотрудник СК по ЯНАО Александр Варапаев, проводивший проверку по факту смерти Алексея Навального и отказавшийся в итоге возбуждать уголовное дело, тоже пошел на повышение.
В середине августа стало известно, что Следственный комитет не станет возбуждать уголовное дело по факту смерти Навального. В подписанном Варапаевым постановлении говорилось, что причиной смерти политика якобы стало «комбинированное заболевание» и внезапно возникшая в результате этого аритмия.
Позже The Insider опубликовал черновик постановления СК, где говорилось о жалобах Навального на резкую боль в животе, рвоту и судороги в день его смерти. Однако из окончательной версии документа эти моменты были исключены.
В начале октября центр «Досье» со ссылкой на материалы СКР сообщил, что после смерти Алексея Навального следователи забрали из колонии все предметы, с которыми контактировал политик. Всего в списке 75 позиций, включая одежду оппозиционера, книги, образцы пищи и даже снег с прогулочного двора, где ему стало плохо. Изъяты были и медицинские материалы, использованные для попыток реанимации.
Из отрывков мемуаров Алексея Навального, которые 14 октября опубликовало издание The New Yorker, следует, что политик знал, что не выйдет из тюрьмы живым. «Я проведу остаток жизни в тюрьме и умру здесь. Мне не с кем будет попрощаться. <…> Все годовщины пройдут без меня. Я никогда не увижу своих внуков», — писал Навальный 22 марта 2022 года. При этом, несмотря на осознание своей участи, он не испытывал страха перед смертью. «Единственное, чего нам стоит бояться, — это того, что мы позволим банде лжецов, воров и лицемеров разграбить нашу страну», — отмечал он в январе 2022 года.