Мир с Азербайджаном ценой унижения одной стороны не будет долгосрочным: Халатян
ПОЛИТИКА
08.06.2021 | 20:15Заявления армянских властей о том, что они не склонны решать силой кризис с вторжением азербайджанских военных на суверенную территорию республики, приводят к тому, что Баку остается, надеясь получить что-то взамен, говорит политический обозреватель, кандидат на внеочередных парламентских выборах от блока “Армения” Айк Халатян. По его словам, Россия вмешалась бы, если Армения выбрала силовой сценарий в начале кризиса, но ожидать, что Москва воевала бы вместо Еревана, наивно․
—Эти выборы необычные: во-первых, они проходят после поражения в войне, и во-вторых, они происходят в ситуации, когда азербайджанские войска находятся на суверенной территории Республики Армения. Армения — союзник России по ОДКБ и в рамках двусторонних отношений, однако мы, кажется, не видим четкой реакции России на процессы. Обсуждаете ли вы внутри блока ситуацию с армяно-российскими отношениями, и какова ваша реакция на происходящее?
—Я бы рассматривал проблемы в комплексе. Нынешнему руководству Армении во главе с Пашиняном за три года так и не удалось наладить нормального диалога не только с Россией как с союзником, но и с главными нашими партнерами — Ираном, Китаем, и, самое парадоксальное, даже с западными странами, которые априори больше симпатизируют Пашиняна. Даше с ними нет нормального диалога. Это говорит о том, что эта власть не умеет говорить и не умеет слушать, что ей говорят. Что касается ситуации на границе, то я неоднократно говорил, что, конечно, хорошо было бы, если б Россия заняла более жесткую позицию. Но давайте посмотрим — что сделали власти Армении? На твою территорию заходят силы врага — ты даже не стреляешь.
-Возможно, не стреляешь, потому что знаешь, что не будет ответной реакции со стороны Москвы?
—Нет, я сомневаюсь. Скорее это отсутствие какой-либо политической воли, заботы о границах и интересах собственного государства. Это абсурдное объяснение премьер-министра на заседании правительства — “мы не стреляли, так как и они не стреляли”. Получается, что тысяча или пара сотен азербайджанских солдат, не стреляя, могут дойти до Еревана пешком?
—А вы не считаете, что это объяснение — не стрелять в ситуации, когда после войны армия, немного утрируя, разгромлена, логично?
-Нет. Во-первых, я не считаю, что армия разгромлена. У армии были серьезные потери, но давайте признаем, что одним из печальных результатов войны было осознание факта, что Армения не участвовала в войне до конца, мы не использовали полностью военный потенциал, чтобы помочь Арцаху. Это отмазки, что армия разгромлена — такого нет. Во-вторых, если б мы стреляли, я уверен, что войны бы не было. Азербайджанцы отступили бы, а Россия поддержала бы нас. Но в ситуации когда ты не стреляешь, начинаешь переговоры, и зовешь Россию, чтобы она что сделала? Сказала “отодвинься, ты не стреляешь, я буду стрелять?” Ну это же наивно, абсурдно. Ты ведешь переговоры — они тебе помогают. При этом, ты знаешь позицию России — России нужен мир в регионе, разблокирование коммуникаций, понятно, что она будет вести эту линию. И самое абсурдное — азербайджанцы уже на нашей территории, они закрепились. Ты ведешь переговоры и изначально обозначаешь свою позицию, что “мы не будем стрелять и воевать”. Чего ты ожидаешь от Азербайджана, чтобы он ушел ради твоих красивых глаз? Понятно, что он потребует что-то взамен.