Давид Тоноян ответил на заявление Никола Пашиняна
Бывший министр обороны РА Давид Тоноян выступил с заявлением, в котором говорится:
«После состоявшейся 22 мая пресс-конференции премьер-министра РА Никола Пашиняна, посвященной переговорам о заключении перемирия в ходе 44-дневной войны, хотя бывший первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РА Тиран Хачатрян и упомянул действия совершенные рядом должностных лиц, в том числе меня, бывшего начальника Генерального штаба ВС РА Оника Гаспаряна, самого себя, начальника СНБ Армена Абазяна, однако я сам не хочу давать оценок масштабам усилий должностных лиц по формулированию содержания трехстороннего заявления от 9 ноября.
Такую оценку может дать единственный переговорщик со стороны РА с президентом РФ, премьер-министр РА, который лично комбинировал и координировал работу руководителей всех ведомств, участвующих в консультациях.
А по поводу того, что Премьер-министр РА заявил на пресс-конференции, что он не согласился подписывать вариант трехстороннего заявления, в котором упоминались так называемые «анклавы», и учитывая, что после этого были сделаны различные комментарии по этому поводу, хочу заявить, что в свое время я не комментировал данный вопрос исходя из интересов национальной безопасности РА и соображений не навредить отношениям с союзными государствами.
Однако в интервью, опубликованном 25 января 2021 года, я, не раскрывая скобок, отметил, что «помимо чисто оборонной тематики, благодаря нашим постоянным рабочим связям с министром обороны России, нам удалось решить ряд других важных вопросов».
Сегодня, принимая во внимание вызовы, стоящие перед Арменией и Арцахом, опять же, не раскрывая всех скобок, представлю некоторые детали. По итогам совещания, состоявшегося вечером 9 ноября 2020 года премьер-министр Армении принял решение не подписывать предложенный вариант заявления, поручив мне, министру ИД и главам других ведомств передать его позицию российским коллегам.
До получения данного поручения, в районе 18:30 Азербайджан с территории Нахиджевана поразил российский вертолет, и у меня — поскольку полная информация о случившемся была недоступна — прямо в приемной премьер-министра состоялся довольно тяжелый разговор с российским коллегой.
После этого, как выяснилось, что вертолет был сбит Азербайджаном, на протяжении примерно четырех часов обсуждал с главой оборонного ведомства России вопросы, связанные с «анклавами», находящимися в сотнях километров от зоны конфликта, размещением миротворческих сил, нахождением армянских сил на позициях, занимаемых на момент вступления в силу режима прекращения огня, с шириной Лачинского коридора и другие важные вопросы. Окончательный вариант согласованного документа — без упоминания «анклавов» — был представлен премьер-министру Армении.
И на вопрос, регулярно поднимаемый депутатами Национального Собрания и журналистами, о том, что «если согласовано, что армянские войска должны оставаться на позициях занимаемых по состоянию на 9 ноября 2020 г, то почему не был выполнен тот пункт и почему не закрыт вопрос «анклавов»?» подчеркну, что все, что произошло после 20 ноября 2020 года, после моего увольнения, в частности отвод армянских подразделений в Сюнике и возвращение в повестку темы «анклавов», никак не связано с теми договоренностями, которых я достиг, будучи министром обороны.
О других подробностях я могу говорить только в Следственной комиссии НС, и при условии участия в открытом заседании премьер-министра Армении, чтобы в дальнейшем эти факты никем не искажались и не передергивались».