Евразийская экономическая комиссия увидела дискриминацию в планах России по онлайн-продаже вина: пострадает крупный производитель вин — Армения
Регулятор Евразийского экономического союза (ЕАЭС) считает, что текущие условия готовящегося в России эксперимента по дистанционной продаже алкоголя могут противоречить договору союза и дискриминировать интересы входящих в него стран (помимо России это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Такие выводы содержатся в письме, которое департамент развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в конце прошлого декабря направил в Государственно-правовое управление президента России. Документ есть в распоряжении РБК, подлинность его содержания подтвердили участник рынка интернет-торговли и один из игроков алкогольного рынка.
РБК обратился за комментарием в пресс-службу ЕЭК и «Почту России», а также в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии, Министерство торговли и интеграции Казахстана, Министерство экономики Армении и Министерство экономики и коммерции Киргизии.
В своем отзыве регулирующий орган ЕАЭС отмечает, что введение нового дистанционного способа продажи «отдельного вида алкогольной продукции» — в целом мера, смягчающая правила оборота такой алкогольной продукции и шаг к либерализации рынка, но при условии, что она применяется ко всей алкогольной продукции данного вида, в том числе к произведенной лицами других государств — членов ЕАЭС.
«Введение на постоянной основе регулирования в отношении розничной продажи дистанционным способом исключительно российских вин, крепленых вин, игристого вина будет иметь признаки несоответствия положениям договора», — уточняется в документе.
В своих аргументах департамент ЕЭК ссылается на положения договора о Евразийском экономическом союзе, в частности на статьи, предусматривающие:
обеспечение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на внутреннем рынке;
об отказе стран — участников союза от введения дискриминационных мер в сравнении с режимом, действовавшим на дату вступления в силу договора, и в предоставлении услугам, поставщикам и получателям услуг других стран союза режимов, не менее благоприятных, чем собственным. Если условия конкуренции меняются в пользу услуг любого другого государства — члена союза, такой режим «считается менее благоприятным».
В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что законопроект, предусматривающий эксперимент, вводит лишь временное регулирование розничной продажи, которое позволит оценить «как эффективность госконтроля за розничной продажей алкогольной продукции дистанционным способом, так и возможность обеспечить соблюдение запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции». По итогам этого эксперимента ведомство считает возможным рассмотреть вопрос о разрешении дистанционной торговли с учетом позиции ЕЭК, добавили в министерстве.
Руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев считает, что бенефициаром расширения списка участников эксперимента по онлайн-продажам алкоголя на страны ЕАЭС могла бы стать только Армения.
«Несмотря на значительное производство вина, у страны есть сложности с продвижением продукции на российском рынке. У него достаточно высокая стоимость из-за специфики высокогорного виноградарства и привлечения значительного объема контрактного производства, а значит, этой продукции нужен специфический канал продаж», — поясняет он.
У Казахстана потенциал поставок вина, по словам Ставцева, невелик: крупнейшие предприятия страны совокупно возделывают всего около 3 тыс. га виноградников и при вероятной заинтересованности в экспорте объем продукции очень ограничен.
«Белоруссия в основном могла бы быть заинтересована в поставках водки и других крепких алкогольных напитков, таких как текила и виски, которые производят ее госпредприятия, а киргизский алкоголь в целом присутствует на российском ранке в очень ограниченном количестве», — рассказывает эксперт.
С этой оценкой потенциала поставок винной продукции из союзных стран согласен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, как и с выводом, что включение в эксперимент могло бы быть актуально для вин и коньяков Армении.
«В целом обсуждение создания единого алкогольного рынка идет с 2012 года, но кроме гармонизации ставок акциза между странами — участницами союза пока продвижения нет», — напоминает он.