Президент Азербайджана подписал закон, который сильно усложнит жизнь оставшимся в стране журналистам

News

23.12.2024 | 18:14
В ПАСЕ назвали неприемлемыми угрозы премьера Грузии в адрес президента
23.12.2024 | 17:55
WP: власти Украины поверили, что война может завершиться в 2025 году
23.12.2024 | 17:34
 Алиев заявил Папе Римоскому, что якобы Азербайджан играет активную роль в сохранении христианских памятников
23.12.2024 | 17:13
Армения выражает свою солидарность с дружественным немецким народом — Посол РА
23.12.2024 | 16:54
Генсек НАТО попросил Зеленского перестать критиковать Шольца
23.12.2024 | 16:33
Зурабишвили дала правительству 7 дней на назначение выборов
23.12.2024 | 16:12
Трамп пригрозил отнять Панамский канал: И вновь заявил, что хочет получить Гренландию
23.12.2024 | 15:59
Haberturk: жена Башара Асада хочет развестись с ним и уехать из Москвы в Лондон, в Кремле отрицают
23.12.2024 | 15:38
Техзадание по проекту 12-й станции ереванского метро «Сурмалу» доработано, результаты представят на неделе
23.12.2024 | 15:17
Авинян признал провал программы создания нового мусорного полигона в Ереване
23.12.2024 | 14:58
Проект будущей станции метро «Ачапняк» в Ереване направят на комплексную экспертизу
23.12.2024 | 14:37
В Армении раскрыли преступную группу, присваивавшую чужую недвижимость
23.12.2024 | 14:16
Экспорт в Армении без учета драгоценных и полудрагоценных камней в октябре вырос всего на 9,1% — ВБ
23.12.2024 | 13:57
ЕС начал готовить 16-й пакет санкций против России к годовщине вторжения в Украину
23.12.2024 | 13:36
Скандал вокруг роскошного билета мэра Еревана в США: Авинян обещает возместить поездку
More

Президент Азербайджана подписал закон, который, по мнению экспертов, сильно усложнит жизнь оставшимся в стране журналистам. Они обязаны теперь регистрироваться в едином реестре, указывать свои данные и не могут получать финансирование из-за границы. Проект этого закона семь месяцев скрывался от общественности.

Как сообщает ВВС, по новому закону о СМИ, в Азербайджане должен появиться единый реестр средств массовой информации. Согласно некоторым статьям (26 и 74) войти в реестр, основывать СМИ и участвовать в нем не могут люди без высшего образования, нетрудоспособные, судимые ранее за тяжкие преступления и «преступления против общественной нравственности». Политические партии могут создавать только печатные СМИ. А местная пресса не имеет права получать иностранное финансирование. Кроме того, регистрируясь в едином реестре, СМИ должно предоставить органам исполнительной власти адреса, номера удостоверений личности и контакты учредителя, редактора и всех журналистов (статья 73). Также необходимо предоставить контракты с журналистами, их налоговые данные, справку об образовании и отсутствии судимостей.

«К журналистам предъявляются очень жесткие и неправомерные требования для включения в реестр — высшее образование, отсутствие судимостей. Иными словами, требования к журналисту завышены», — говорит юрист по вопросам законодательства в области СМИ Алескер Мамедли. По его словам, этот новый закон, хотя и не указывает прямо обязанность всех журналистов проходить в реестр, станет поводом для давления на них.

«Если журналиста на митинге, допустим, будет бить полиция, то этот закон может стать поводом для них говорить, что, мол, мы тебя журналистом официально не считаем», — говорит юрист. По его словам, реестровый подход фактически приравнивает журналистов к госслужащим. «Я уже не смогу спокойно работать, — говорит журналистка Фатима Мовламлы. — Допустим, освещаю какую-то акцию; и так было трудно, полиция нам мешала, а этот проект закона фактически дает полиции юридические основания, чтобы они меня законно били и ломали камеру».

Журналистке Наргиз Абсаламовой не нравится создание реестра, так как там будут выдаваться удостоверения единого образца. А именно эти удостоверения, хотя и не всегда, защищают журналистов на акциях от насилия полиции. Разрабатываемый по указу президента закон парламент принял еще 30 декабря 2021 года, прямо перед новогодними праздниками. А до того, в течение семи месяцев с момента его разработки, проект этого нового закона не публиковался. Это возмущало немногочисленных представителей местной независимой прессы, которые могли только гадать, что же в нем может быть. В начале декабря проект закона появился на сайте парламента, и там было еще больше ограничительных пунктов. После встречи парламентариев с азербайджанскими юристами некоторые из этих пунктов (как, например, обязательность лицензирования интернет-вещателей) исчезли.

«Этот закон направлен на усиление контроля над СМИ и на легализацию цензуры», — заявила руководитель отделения RSF по Восточной Европе и Центральной Азии Жанна Кавелье. «Мы попросили Венецианскую комиссию провести экспертизу закона и обратиться к президенту Азербайджана с призывом не подписывать этот закон», — сказал докладчик Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Азербайджану Штефан Шеннак. У закона нашли и плюсы. Журналистам, прошедшим в реестр и получившим от государства удостоверение, будут выдаваться бесплатные билеты на спортивные мероприятия, они получат преимущества при посещении музеев и получении банковских кредитов.

Глава местного информагентства АПА Вюсаля Махиргызы считает, что новый закон лучше отражает реалии современных электронных СМИ. Она говорит, что встречалась с представителями государственного Агентства развития медиа и что новый закон ей нравится. По ее словам, у нового закона «язык и стиль хороши», но также в нем отражено много новых концепций. «Разъяснение вопросов, связанных со статусом СМИ и журналиста, что такое СМИ и на каких условиях оно должно функционировать — положительный шаг», — сказала Азербайджанской службе Би-би-си Вусаля Махиргызы. Депутат Захид Орудж выступая в парламенте, заявил, что законопроект не содержит никаких положений против интернет-телевидения, а работает с лицензированием классического телевещания, и что, выслушав мнения представителей СМИ, в проект закона внесли некоторые изменения. В конце декабря около двух десятков журналистов собрались перед парламентом, чтобы выразить свой протест против закона о СМИ. Многие из них ранее имели проблемы с властями, им запрещался выезд из страны, их задерживали по различным обвинениям. В акции приняла участие известная журналист-расследователь Хадиджа Исмаил. В 2014 году ее арестовали, обвинили в неуплате налогов, полтора года она провела в тюрьме, а правозащитники считали ее политзаключенной. Некоторые их коллеги и друзья в предыдущие годы покинули Азербайджан, как, например, Афган Мухтарлы, которого, по данным правозащитников, азербайджанские правоохранительные органы похитили в Грузии, тайком привезли в Азербайджан, обвинили в незаконном пересечении границы и посадили на три года. А затем власти сами отправили его в Германию сразу после освобождения, не дав ни с кем встретиться. Некоторые журналисты, покинув страну, продолжают работать из-за рубежа. В индексе свободы прессы от «Репортеров без границ» Азербайджан традиционно занимает самые низкие строчки, ниже России и Беларуси.