Ксения Кириллова: Пригласив Армению на саммит «За демократию», Вашингтон демонстрирует, что воспринимает страну как союзника в стратегически важном для него регионе

News

20.12.2024 | 20:00
Пашинян ответил на обвинения Алиева; в РА предлагают сократить количество рабочих часов. НОВОСТИ
20.12.2024 | 19:41
«Первый отдел»: с 1997 года в России к уголовной ответственности за госизмену и шпионаж привлекли 1000 человек: Из них 792 — с начала российско-украинской войны
20.12.2024 | 19:20
Reuters: администрация Байдена готовится объявить финальный пакет военной помощи Украине на 1,2 миллиарда долларов
20.12.2024 | 18:56
Трамп пригрозил ЕС пошлинами, если он не увеличит закупки нефти и газа в США
20.12.2024 | 18:35
Есть системный рост по всем направлениям: Григорян о торговле между Арменией и Россией
20.12.2024 | 18:12
Взаимная торговля между Арменией и Россией берет новые рекорды: Оверчук представил цифры
20.12.2024 | 17:56
Назначен новый советник председателя СК Армении
20.12.2024 | 17:35
Германия отправила в Украину еще один ЗРК IRIS-T, — Шольц
20.12.2024 | 17:13
Bloomberg: ЕС и Украина винят Байдена в том, что он не помог Киеву победить осенью 2022 года
20.12.2024 | 16:54
Во Внуково задержали пассажира рейса Ереван — Москва за дебош в самолете
20.12.2024 | 16:33
Главы МИД обсудили двусторонние отношения между Арменией и Казахстаном
20.12.2024 | 16:12
Дело бывших руководителей Нагорного Карабаха передано в Бакинский военный суд
20.12.2024 | 15:59
В Армении предлагают сократить количество рабочих часов
20.12.2024 | 15:38
Ваче Тертерян освобожден от должности
20.12.2024 | 15:17
Генсек Совета Европы: правительство Грузии пообещало изменить закон «об иноагентах»
More

9-10 декабря по инициативе президента США Джо Байдена состоится саммит «За демократию», к участию в котором в числе 110 стран была приглашена и Армения. Официальный Ереван уже принял приглашение. Отметим, что в списке участников саммита нет Азербайджана, Турции или Ирана. Россия и Китай также отсутствуют.

В связи с предстоящим саммитом «За демократию» Factor.am задал несколько вопросов аналитику Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation) Ксении Кириловой.

 Есть список приглашенных на саммит. Учитывая выбранные страны, что мы можем сказать о приоритетах США?

Во-первых, важно помнить, что для администрации Джо Байдена и Демократической партии в целом поддержка демократических ценностей хотя бы на декларативном уровне важна как один из краеугольных камней политической программы. Поэтому логично, что страны, к которым существуют серьезные вопросы с точки зрения демократических институтов и прав человека, не могли быть приглашены на этот саммит.

С другой стороны, список выбранных стран может создать некоторое представление об изменениях приоритетов США. К примеру, отсутствие в списке ряда стран Персидского залива, в том числе старого союзника Соединенных Штатов Саудовской Аравии, а также Египта, Иордании, Катара, ОАЭ и т.д. в совокупности с другими признаками свидетельствует о снижении интереса США к Ближнему Востоку. При этом заметно, что усиливается интерес Соединенных Штатов на азиатском направлении: на саммит были приглашены Индия, Пакистан, Япония и так далее.

Однако важно, что американцы стараются избежать столкновения принципиальных моментов с геополитическими выгодами. К примеру, среди участников нет Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, хотя отношения с ними значимы для США, особенно на фоне афганского кризиса. На самом деле, Соединенные Штаты начали намного активнее взаимодействовать со странами Центральноазиатского региона в последние пару лет, но вместе с тем дают понять, что в этих государствах еще не сформировались подлинные демократические институты.

Приглашение на саммит «молодых демократий» с постсоветского пространства, а именно, Украины, Армении, Грузии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии, на мой взгляд, отражает оба момента. С одной стороны, Вашингтон демонстрирует, что воспринимает эти страны как союзников в стратегически важном для него регионе. С другой, американцы показывают, что рассматривают перечисленные страны как демократические режимы, пусть даже местами несовершенные.

 В нашем регионе были приглашены Армения и Грузия. Турция и Азербайджан не приглашены. Здесь есть какой-то «месседж» от США, что означает выбор администрации Байдена в этом случае?

 

На самом деле, разногласия Турции и США длятся довольно давно. Президент Турции Реджеп Эрдоган все последние несколько лет обвинял Соединенные Штаты в укрывательстве проповедника Фетхуллаха Гюлена – своего бывшего соратника, которого Эрдоган назвал виновным в подготовке переворота 2016 года. В начале текущего года конфликт зашел еще дальше, и глава турецкого МВД напрямую обвинил Соединенные Штаты в организации путча. С другой стороны, США резко отреагировали на закупку Анкарой российских ракетных комплексов С-400 «Триумф».

Между странами существуют и более глубокие противоречия, к примеру, в отношении сирийских курдов. Авторитарные тенденции Эрдогана, жесткие расправы с политическими противниками и крен в исламизм также вызывают критику Вашингтона. Более того, Турция – одна из немногих стран, в отношении которых в политике США и Великобритании существуют некоторые противоречия. Усиление внешнеполитических амбиций Анкары беспокоит Соединенные Штаты, но вполне отвечает интересам британцев. Более того, месяц назад Эрдоган сознательно пошел на обострение, объявив персонами нон-грата послов США, Германии, Франции и других стран. К слову, Великобритании в этом списке нет.

Конечно, неприглашение на саммит не означает, что США перестают считать Анкару своим союзником. Турция до сих пор является членом НАТО, и по ряду вопросов заинтересована в сотрудничестве с США. Скорее, отсутствие приглашения носит «воспитательный» характер, призванный вынудить турецкого лидера на какие-то уступки. США понимают, что Эрдоган при всей его независимости и «многовекторности» не пойдет на разрыв отношений с Западом.

Что касается Азербайджана, я думаю, что здесь сыграли два фактора: как сближение Баку с Анкарой, так и то, что США не считают существующую в Азербайджане систему власти отвечающей стандартам демократии. Вряд ли эта позиция связана с ситуацией в Нагорном Карабахе – напротив, не пригласив одну из сторон, США скорее отстраняются от попыток принять активное участие в разрешении карабахского конфликта.

— Что может дать участие в этом саммите таких стран, как Армения?

— Как минимум, это может помочь США лучше понять реальные проблемы, существующие в регионе. Для самой Армении подобное участие может помочь преодолеть ее усиливающуюся в последнее время зависимость от России и выйти на новый уровень взаимодействия с западными странами.

— К этому саммиту с неудовольствием относится Россия, которая не приглашена. Кремль назвал решение США о саммите без России «приватизацией демократии». Как вы думаете, какое влияние будет иметь саммит на отношения России и США?

— На самом деле, отношения России и США сейчас находятся на столь низкой точке, что вряд ли их можно существенно испортить еще больше. Несмотря на всю гневную риторику как России, так и Китая, трудно предположить, что эти страны рассчитывали на приглашение. В данном случае не срабатывает ни один из «факторов отбора»: обе страны авторитарны, открыто пренебрегают правами человека и не просто не являются союзниками Соединенных Штатов, а открыто названы противниками. При этом обе они прекрасно осведомлены о том, как к ним относятся США.

Проблема здесь в другом: и Россия, и Китай рассматривают сам факт проведения подобных саммитов как целенаправленное действие против них. К примеру, «голос» российского МИД Мария Захарова прямо заявила, что, цитирую, «под лозунгом продвижения демократии США собирают очередной «клуб по интересам» для противостояния… с Россией и Китаем». Сходным образом саммит характеризует и китайская газета Global Times, называя его «маленькой идеологизированной кликой для сдерживания Китая».

При этом, если Китай может себе позволить жесткие высказывания «на публику», Россия на самом деле крайне заинтересована сейчас в хотя бы частичном налаживании отношений с Соединенными Штатами, поэтому воспринимает подобные мероприятия особенно болезненно.

— Как вы думаете, у Армении будут проблемы с Россией по поводу того, что она приняла приглашение, и будет участвовать в этом саммите?

— Россия не первый раз пытается оказать давление на Армению, пользуясь определенной зависимостью Еревана от Москвы, особенно в военной сфере. Вспомним, как во время обострения карабахского конфликта в 2020 году близкие к администрации российского президента Телеграм-каналы прямо перечисляли условия, при которых Россия поставит Николу Пашиняну наступательное оружие. Среди них были признание Крыма частью России; государственный статус русского языка; экономическая интеграция с Евразийским экономическим союзом и так далее, при этом те же условия прямо повторяли некоторые российские чиновники и ведущие пропагандисты. Естественно, что подобные манипуляции с обещанием и неоказанием помощи Москва может использовать и в качестве «наказания» за какие-то прозападные действия. Вполне возможно, что подобный прием будет использован и в этом случае.

Но в то же время важно понимать, что Россия не собирается на самом деле быть «защитником Армении». Москве выгодна слабость союзника, чтобы на этом фоне можно было усилить свое давление на армянское правительство, что Кремль пытается делать уже больше года. Вряд ли участие Армении в саммите способно серьезно изменить эту тенденцию в ту или другую сторону.