Кто стал “новым” президентом Азербайджана после праздничных выборов
ПОЛИТИКА
10.02.2024 | 13:237 февраля в результате организованных в течение двух месяцев (7 декабря 2023 г. -7 февраля 2024 г.) досрочных выборов в Азербайджане, с более 92% голосов президентом АР в пятый раз подряд стал Ильхам Алиев.
И. Алиев будет руководить страной до февраля 2031 г. Если, конечно, до исполнения этого 7-летнего срока он опять не решит для своего переизбрания идти на выборы раньше положенного срока, как это было и в предыдущий раз (в 2018 г. президентские выборы также были досрочными). Согласно проведенному в 2009 г. референдуму и внесенным в законодательство страны изменениям, были сняты ограничения на переизбрание одного и того же деятеля на более два срока подряд. Так, занявший в 2003 г. пост президента Азербайджана И. Алиев правил страной 20 лет подряд, стал бессменным преемником своего отца — Гейдара Алиева. В общей сложности династия Алиевых правит в Азербайджане с 1993 г. – на протяжении 30 лет.
Как и в течение всех предыдущих президентских выборов с участием И. Алиева (2003, 2008, 2013, 2018гг. ), и в нынешних выборах не было какой-либо интриги по вопросу “кто победит”. Никогда при руководстве И. Алиева дело до вторых туров не доходило, никто не дышал ему, как главному претенденту на победу, в спину, И. Алиев всегда становился президентом АР с разительным отрывом голосов от своих “конкурентов”. Участие же других кандидатов в президенты больше служило задаче официального оформления президентства И. Алиева на следующий срок, создания впечатления конкурентных, альтернативных для электората выборов, и каждый раз с четким формальным месседжем для международных кругов о его легитимности в азербайджанском обществе.
Вот и в этот раз в выборах, кроме самого И. Алиева, участвовали 6 деятелей. 4 кандидата из 6 – парламентарии, депутаты Милли меджлиса (Рази Нуруллаев от партии “Национальный фронт Азербайджана”, Гудрат Гасангулиев от партии “Народный фронт единого Азербайджана”, Фазиль Мустафа от партии “Великое созидание” и депутат Захид Орудж). А двое других кандидатов – Эльшад Мусаев от партии “Великий Азербайджан” и бывший глава “Либерально-демократической партии” Фуад Алиев – не являются парламентариями.
Данные другой статистики свидетельствуют о том, что нынешняя команда конкурентов И. Алиева уже имеет опыт “состязания” с ним в гонке за пост президента. Так, 5 кандидатов из 6 (за исключением Эльшада Мусаева) становились альтернативными кандидатами в президенты от 1 до всех 5 раз. Самый опытный в этом смысле Гудрат Гасангулиев, который пробует стать президентом АР начиная с 2003 г.
Есть и другая, но объединяющая уже всех альтернативных кандидатов, особенность. И она заключается в том, что все они — убежденные сторонники действующего президента, которые ни разу не критиковали И. Алиева, особенно в вопросе его политики по Карабахскому конфликту и урегулирования отношений с Арменией. В своих предвыборных выступлениях они характеризовали Алиева как человека слова, выполнившего свое обещание и “вернувшего Карабах”. Они агитировали за И. Алиева в ходе предвыборных дебатов, заявляя, что все великие азербайджанские деятели также выбрали бы Алиева президентом. Зачем — задавались многие в Азербайджане вопросом — другие кандидаты в президенты хвалят И. Алиева во время своих предвыборных выступлений?
Сам И. Алиев в предвыборной агитационной гонке не участвовал, не принимал участия в 6 дебатах кандидатов, организованных Общественным телевидением Азербайджана.
Интрига выборов заключается в ее отсутствии
Всего месяц после указа И. Алиева о переносе выборов с 2025 г. на 15 месяцев вперед продолжалась интрига с вопросом – зачем понадобились ему досрочные выборы?
Этот вопрос пожалуй стал единственной интригой избирательного процесса в Азербайджане. Он стал предметом интереса не только азербайджанских деятелей и специалистов (ибо никто из них, в том числе и представители действующей власти, в течение данного месяца конкретного ответа на него дать не мог), но и зарубежных. Всеобщими усилиями выдвигались разные толкования и версии как геополитического, связанного с регионом, всеобщего — международного, так и внутреннего характера. Ибо “эйфория от победы уже прошла”, а социально-экономические проблемы и особенно проблемы со свободами в стране не просто остались, но еще больше усугубились накануне 2024 г. Об ужесточении подавления инакомыслия и репрессиях против независимых СМИ, действующих в Азербайджане накануне президентских выборов, сообщали международные организации и ряд западных информационных площадок.
В январе сам И. Алиев разъяснил свое решение тем, что первые выборы после “восстановления территориальной целостности страны” должны быть президентскими. К тому же нужно подвести черту под его 20-летней деятельностью, которая всецело была направлена на решение этой задачи. И только после этого азербайджанские спикеры на азербайджанских и зарубежных площадках стали называть эти выборы историческими, “выборами победы”, а голосование за Алиева — актом выражения благодарности за “Карабах”.
“Лично у меня и у многих людей, которых я знаю, такое настроение, что они пойдут, во-первых, чтобы участвовать в этих исторических выборах, когда мы впервые на всей территории Азербайджана их проводим, и, во-вторых, чтобы отметить президента Азербайджана, сказать спасибо за Карабах и бросить бюллетень в урну”, — заявил накануне голосования бывший помощник Г. Алиева, политолог Э.Намазов. Он оценил неучастие оппозиционных сил в выборах “благоразумным отходом” в сторону именно по этой причине. Сами же представители оппозиции, как и в период внеочередных выборов 2018 г., выражали недовольство и внезапностью решения о выборах, и, соответственно, недостаточным временем для подготовки к ним.
Споры о прозрачности и демократичности выборов
Главным внешним месседжем выборов 2024 г. было создание иллюзии свободных, прозрачных и конкурентных выборов, прошедших также в “Карабахе”.
После упразднения даже географического названия “Нагорный Карабах” и включения региона, населенного до сентября 2023 г. армянскими жителями, в Карабахский экономический район (2021г.), в Азербайджане стали называть его просто Карабахом.
Во время выборов в сводках ЦИК АР особо отмечалось количество открытых избирательных участков и зарегистрированных избирателей в “освобожденных” районах, отдельно сообщалось и об ”около 23 тыс. избирателях в Карабахе”. Эта информация попадала в новостные ленты по азербайджанским выборам многих зарубежных СМИ, таким образом создавая иллюзию для зарубежных аудиторий, не совсем осведомленных или просто не интересующихся состоянием дел на земле, о возможности свободного голосования и в этой конфликтной зоне (до сентября 2023 г. населенной армянами).
Тем более, что председатель ЦИК Азербайджана М. Панахов информировал вдобавок, что “это те, кто там служит, и другие люди, которые имеют право проголосовать на этих территориях”, и что “имеющие армянское происхождение граждане Азербайджана могут участвовать в выборах”. Последнее заявление руководителя ЦИК было мультиплицировано со стороны СМИ не только Азербайджана, и кроме того, что оно по сути было расистским, заявление было нацелено на обслуживание отмеченного выше пропагандистского хода. Ибо опять же способствовало созданию у зарубежных аудиторий впечатления о наличии в Карабахе не нескольких граждан армянской национальности, оставшихся в НК после полного вынужденного исхода армян из Нагорного Карабаха, а “армянского населения”, которому предоставляется демократическое право на участие в выборах.
Сам И. Алиев во время выборов голосовал в Степанакерте, таким образом закрепив символику победы и проведения выборов также и в НК.
За ходом избирательного процесса в Азербайджане следили 800 зарубежных наблюдателей из БДИПЧ ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества (ОИС), СНГ, России и других стран и организаций.
Единственной организацией, которая на пресс-конференции после выборов заявила о неконкурентности выборов, выразила обеспокоенность честностью голосования, наличием “признаков вброса бюллетеней”, многократным голосованием, была БДИПЧ ОБСЕ. Остальные зарубежные наблюдатели выступали с положительными оценками выборов. Как, например, известные своими ангажированными взглядами российские эксперты С. Марков, И. Коротченко. Последний оценил азербайджанские выборы достойными для подражания даже во Франции, руководитель которой может только позавидовать такой поддержке со стороны своего народа, какой пользуется И. Алиев в Азербайджане.
Генсек СНГ и глава наблюдательной миссии этой организации С. Лебедев назвал выборы в Азербайджане самыми прозрачными на постсоветском пространстве, переизбрание И. Алиева на пятый срок – результатом его авторитета, из чего делать сенсацию и что превращать в повод для критики не следует.
С ним категорически не согласились представители оппозиционных партий Азербайджана (Партия Народного фронта Азербайджана (ПНФА), Мусават, Демократическая партия Азербайджана), которые отметили, что выборы не стали реальным волеизъявлением народа, они проходили в обстановке тотального подавления прав и свобод, в атмосфере страха и угроз.
В ходе предвыборной гонки разразился скандал в ПАСЕ из-за приостановки полномочий делегации Азербайджана в этой европейской международной организации. В своем заявлении делегация Азербайджана обвинила ПАСЕ в двойных стандартах и в попытке вмешаться в ход избирательного процесса.
А именно, что в течение 19 лет “ПАСЕ не осуждала государство-оккупанта — Армению в ответ на ее действия, противоречащие основным ценностям и принципам Совета Европы. Здесь речь идет о явном неуважении к правам азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, подвергшихся этнической чистке”, и что азербайджанская делегация рассматривает “…данную инициативу как целенаправленную и неприемлемую попытку вмешательства в текущий избирательный процесс в Азербайджане, как наглядный пример коварных шагов, подрывающих функционирование демократических институтов в нашей стране”.
ПАСЕ же в своем решении о приостановке полномочий азербайджанской делегации ссылалась на то, что Азербайджан отказал этой организации в миссии по наблюдению за выборами, что растет число политзаключенных в Азербайджане, что было принудительное переселение армян из Карабаха, спикеры ПАСЕ не получали разрешения посетить Азербайджан как минимум трижды в 2023 году (т.е. в период в том числе и более 9 месячной блокады армянского населения НК со стороны Азербайджана).
Лаура Багдасарян
Данный материал — первый из серии материалов, которые подготавливаются в рамках проекта “Армяно-азербайджанский контекст в президентских выборах Азербайджана и России — 2024” Исследовательского центра “Регион”, осуществляемого при поддержке “Фонда развития демократии”.